Воображение – умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний.
Фантазия – создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний.
Говорят: «Без воображения нет соображения». А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение. Проще сказать – лишите человека фантазии и прогресс остановится!
Воображение и фантазия, по исследованию психологов, развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период названные виды мышления не развивать, в последующем наступает быстрое снижение этой функции. Обедняется личность, снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке.
Как развивать фантазию и воображение на практике?
Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить.
В четвертом классе при изучении темы «Необычный состав объектов», уроки информатики превращаются в Конструкторское бюро. Учащиеся делятся на группы, и каждая группа придумывает и проектирует новое необычное устройство. На создание таких уроков меня вдохновила реклама компании Горбушкин Двор «У нас есть то, чего еще нет!». Под таким девизом и работают наши «конструктора». Дети придумывают устройство, принцип работы, делают схему и рисунок устройства, а также фирму, которая будет заниматься реализацией этих устройств. Проектным продуктом у каждого ученика становится буклет на три сложения с рекламой и описанием своей разработки.
Далее проходит презентация буклетов учащимися и определяются победители.
Детям нравятся такие уроки. Кроме развития фантазии и воображения, они создают печатный буклет сами в программе MS Publisher , то есть приобретают полезные навыки работы с информацией на компьютере.